ремонт квартир
Ремонт квартир в Санкт-Петербурге, отделка квартир, отделка помещений, ремонт ванных комнат, ремонт офисов, евроремонт квартир в спб, отделка квартир под ключ, отделка квартир цена.тел 8-951-657-84-26
Ремонт квартир в Санкт-Петербурге, отделка квартир, отделка помещений, ремонт ванных комнат, ремонт офисов, евроремонт квартир в спб, отделка квартир под ключ, отделка квартир цена.тел 8-951-657-84-26
…ционных элементов крыши;
4 план крыши с учетом ее формы, размеров, углов наклона ската крыши;
4 основные разрезы, отражающие все элементы здания после его пересечения вдоль или поперек от крыши к фундаментам;
4 чертежи окон и дверей с указанием их размеров и спецификаций;
4 план фундамента с указанием точного размещения, глубины заложения, используемых материалов;
4 раскладку плит перекрытия, спецификации используемых материалов.
При выделении отдельно конструкционного раздела в него включают следующие сведения:
» схемы расположения элементов фундамента, перекрытий, стропильной системы, лестниц;
» детальные чертежи отдельных узлов, спецификацию материалов, из которых они изготовлены;
* чертежи деталировочных планов монтажа, позволяющие поэлементно ознакомиться с конструкциями фундамента, перекрытий, стропильной системы, полов и др. Отмечу, что наиболее сложные узлы примыкания конструктивных элементов друг к другу приводятся на чертежах отдельно с указанием основных размеров и привязкой по осям.
Инженерный раздел содержит информацию о коммуникациях внутри здания: водоснабжении, канализации, отоплении, электрооборудовании и проводке.
В данный раздел обязательно должны быть включены схемы систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электрооборудования, а также общие расчеты и пояснения к ним. Как и в архитектурно-строительном разделе, здесь необходимо привести спецификацию оборудования и материалов.
Схемы систем жизнеобеспечения включают план каждого этажа с указанием мест прохождения трубопроводов горячего и холодного водоснабжения, канализационных труб и труб отопления. Схема электрификации дома включает информацию о расчетной мощности, разводку силовой и осветительной электросети, сведения о системах заземления и громоотводе, указание высот, мест расположения и подключения оборудования.
После приобретения или разработки проекта дома можно приступать к согласованию проектной документации и получению разрешения на строительство.
Получение
исходно-разрешительной документации и согласование проекта
Для начала законного строительства необходимо провести ряд согласований. Они также необходимы, если строительство уже началось без наличия согласований и разрешений.
Государственная экспертиза (согласование) проектной документации проводится для того, чтобы обеспечить при строительстве объекта и его дальнейшем использовании соблюдение прав граждан и юридических лиц, интересов государства и города.
Первым этапом при получении исходно-разрешительной документации является сбор первичных документов, которые включают:
» распоряжение (постановление) Председателя Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) о предоставлении права на строительство нового объекта и ведение необходимых для этого проектно-изыскательских работ;
* документ об оформлении границ земельного участка;
* разрешительное письмо КГА;
* строительный паспорт объекта;
* архитектурно-планировочное задание (АПЗ);
* разрешение на инженерное обеспечение объекта;
* технические условия на инженерное обеспечение объекта;
* технические условия Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
4 разрешение на проведение топографо-геодезических работ и инженерно-геологических изысканий для строительства.
Для получения постановления местного органа исполнительной власти о разрешении на строительство дома необходимо предоставить:
заявление установленного образца на имя главы местного органа исполнительной власти с просьбой разрешить строительство дома на соответствующем земельном участке;
оригинал и копию документа, подтверждающего право пользования земельным участком;
копию проекта дома с приложением заверенной копии лицензии проектной организации;
гражданский паспорт.
Для оформления границ участка и получения акта разбивки границ участка и осей строения следует обратиться в отдел геологического надзора районного комитета по архитектуре. В случае самовольного строительства необходим план исполнительной топосъемки участка и дома под строительный паспорт, а также оформление заказа на вынос осей участка и здания под строительство.
Строительный паспорт объекта можно получить в районном комитете по архитектуре. Для этого необходимо предоставить:
* заявление о разрешении строительства, подаваемое на имя главы района;
» гражданский паспорт и его копию;
* оригинал и копию документа, подтверждающего право пользования земельным участком;
* план земельного участка;
* постановление (ходатайство) органа исполнительной власти о разрешении на строительство;
* проект дома;
* заверенную копию лицензии на проектирование;
* акт обследования участка перед строительством или план топосъемки.
Выдачей архитектурно-планировочного задания (АПЗ) также ведает районный комитет по архитектуре. Оно необходимо, если общая площадь дома превышает 500 ма. АПЗ содержит положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические и противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых
условиях. Кроме этого, АПЗ содержит требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе строительства.
Для получения АПЗ требуется предоставить заявку и документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, или разрешение собственника земельного участка на проектирование дома на этом участке.
После получения вышеназванной разрешительной документации необходимо получить разрешение на производство земляных и строительно-монтажных работ, а также окончательное разрешение на строительство от межведомственной комиссии. Отметим, что эта комиссия будет принимать дом после завершения строительства.
Топографические изыскания (съемку) выполняют специальные изыскательские организации. Результаты их изысканий могут передаваться застройщику в виде чертежей и на магнитных носителях (при соответствующем указании в задании). Разработка проектной документации для строительства дома может осуществляться и на основе материалов топографической съемки, срок исполнения которой не превышает 2 лет. Материалы топографических и инженерно-геологических изысканий подлежат приемке и регистрации в отделе геолого-геодезической службы КГА и в одном экземпляре сдаются в КГА в территориальный фонд топографо-геодезических материалов.
После завершения сбора исходно-разрешительной документации переходят к согласованиям.
В соответствии с законодательством Российской Федерации все проекты строительства зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе.
Государственную экспертизу осуществляют:
* экологическую — Государственный комитет по охране окружающей среды;
* вневедомственную — Управление государственной вневедомственной экспертизы.
В некоторых случаях экспертизу могут проводить федеральные органы государственной экспертизы.
Строительство любых объектов, в том числе и вашего дома, без получения необходимых согласований и положительного заключения органов государственной экспертизы запрещено.
Для их получения всю собранную ранее исходно-разрешительную и проектную документацию необходимо представить в согласовывающие инстанции. Согласования могут выдаваться в форме письма, экспертного заключения, выписки из решения органа, рассматривавшего проектную документацию, или в форме постановки штампа о согласовании на основных чертежах проекта.
Архитектурно-планировочная часть проекта согласовывается главным архитектором или его заместителем подписью на копиях основных чертежей (генеральный план, фасады здания). Такие копии необходимо предоставить в трех экземплярах.
Согласование Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) представляет собой экспертное заключение, подписанное главным санитарным врачом города или его заместителем.
Согласованием Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГУ ГО и ЧС) является экспертное заключение экспертного центра этой организации, утвержденное начальником ГУ ГО и ЧС.
Согласованием Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) является экспертное заключение или письмо Управления дорожного хозяйства КБДХ. Предприятия-поставщики инженерных ресурсов, как правило, готовят письменное заключение о согласовании проектной документации.
Если предполагается строительство в границах зон охраны памятников, необходимо согласование Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Процесс согласования и экспертизы проектов занимает от 2-3 месяцев до полугода. Этот срок зависит от ряда факторов, среди которых — назначение объекта, степень его воздействия на окружающую природную и историко-культурную среду, интересы граждан. Следует также иметь в виду, что существуют
установленные сроки подготовки документов, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых документах, и органы государственной власти, государственного контроля и надзора при осуществлении согласований и экспертизы проектов обязаны их соблюдать.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) призвана ответить на вопрос: а допустима ли реализация проекта? Не нарушат ли строительство и эксплуатация дома требования экологической безопасности? Будут ли обеспечены условия для устойчивого развития соответствующей территории?
ГЭЭ проводится до принятия решения о реализации проекта. Специальным уполномоченным государственным органом в области ГЭЭ может выступать, например, Государственный комитет по охране окружающей среды.
Проектные материалы подлежат ГЭЭ как на этапе обоснования инвестиций (стадия ОВОС — оценка воздействия на окружающую среду), так и на этапе разработки проекта (раздел ООС — охрана окружающей среды). Существует определенный перечень объектов и видов деятельности, для которых стадия ОВОС обязательна. В иных случаях ее прохождения не требуется. Поэтому, прежде чем отправлять все необходимые документы на ГЭЭ, следует ознакомиться с данным перечнем. Возможно, что экспертиза на стадии ОВОС вам и не понадобится.
Материалы, которые вы предоставите на экспертизу, должны быть разработаны организацией, имеющей лицензию на право разработки разделов ОВОС и ООС. Результатом проведения ГЭЭ является экспертное заключение, содержащее выводы о возможности реализации объекта и имеющее все необходимые подписи. В заключении также указывается срок его действия. В случае получения отрицательного заключения ГЭЭ вы можете представить дополнительную документацию, устраняющую замечания, указанные в заключении, либо отправить документы на повторную экспертизу.
Уполномоченные государственные органы в области ГЭЭ имеют право приостановить строительство на любом этапе, если будут выявлены снижение уровня безопасности, ухудшение состояния окружающей среды или другие неблагоприятные последствия.
Заключение ГЭЭ может быть оспорено в суде. ГЭЭ — платная процедура. Ее продолжительность — не более 6 месяцев.
После получения положительного заключения ГЭЭ можете смело отправляться за государственной экспертизой проектно-сметной документации.
Государственную экспертизу градостроительной и проектно-сметной документации проводит Управление государственной вневедомственной экспертизы (УГВЭ). Экспертиза проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и иными нормативно-правовыми актами местной администрации.
Проектная документация вместе с исходной и разрешительной документацией, а также необходимыми согласованиями представляется в УГВЭ в двух экземплярах. Представленные проектные решения оцениваются на предмет надежности возводимых зданий и сооружений, их безопасности для жизни и здоровья людей, соответствия утвержденной градостроительной документации.
УГВЭ готовит сводное экспертное заключение с учетом согласований территориальных и отраслевых органов администрации города, территориальных органов государственного контроля и надзора, организаций — поставщиков инженерных ресурсов, а также результатов общественного обсуждения. Положительное заключение УГВЭ является основанием для утверждения проектной документации. Проведение экспертизы УГВЭ платное, ее стоимость зависит от стоимости проектных работ. Срок проведения комплексной экспертизы обычно не превышает 45 дней. Положительное заключение УГВЭ необходимо представить в Управление государственного архитектурно-строительного надзора и получить на его основании разрешение на ведение строительно-монтажных работ.
Утвержденную проектную документацию, исходную разрешительную документацию, согласования, экспертные заключения и иные документы, полученные в ходе согласований и утверждений, мы настоятельно рекомендуем хранить, по крайней мере, до сдачи дома в эксплуатацию.
Следует помнить, что полученная документация действительна только в течение двух лет. Имейте также в виду, что если в ходе строительства ваш проект изменяется более чем на ю %, то вам на это необходимо получить разрешение главного архитектора. Если же на земельном участке задумано строительство дополнительных строений, не отраженных в согласованном проекте дома и плане размещения строений на участке, необходимы соответствующее согласование с главным архитектором и разрешение администрации района.
Приемка и ввод объекта в эксплуатацию
Когда все строительные работы закончены и соответствуют утвержденному проекту, начинается стадия юридического оформления прав на построенный объект. Ниже мы приводим примерный алгоритм приемки дома и ввода его в эксплуатацию. Перечень необходимых документов, а также наименования и количество согласующих органов могут меняться в зависимости от региона строительства.
Стадия 1. Если строительство вашего дома осуществляла подрядная организация, то прежде всего вам необходимо получить письменное уведомление подрядчика об окончании строительства и акт выполненных работ (желательно, чтобы были указаны виды выполненных работ с фамилиями ответственных лиц и копиями лицензий). К уведомлению и акту прилагается комплект документов, который должен содержать:
4 перечень организаций, участвовавших в строительстве дома и монтаже коммуникаций;
* рабочие чертежи объекта с пометками о внесенных изменениях;
* техническую документацию на материалы и изделия, подтверждающую их качество;
* технические паспорта на установленное оборудование;
* акты приемки отдельных этапов работы;
» журналы производства работ и авторского надзора;
* документы на геодезические изыскания.
Стадия 2. На данном этапе осуществляется проверка готовности дома к приемке его в эксплуатацию. Для этого создается рабочая комиссия, состоящая из заказчика (то есть вас), представителей проектной организации, эксплуатационных служб и служб государственного надзора (санитарно-эпидемиологического, противопожарного и др.). Комиссия проверяет полноту комплекта документов по количеству и правильности оформления, проводит оценку соответствия строительных конструкций требованиям проекта, выполняет пробный пуск установленного оборудования и инженерных систем. Если все в порядке, составляется заключение о готовности объекта к приемке его в эксплуатацию. Если выявлены дефекты и отступления от требований проектной документации и строительных нормативов, составляется заключение о неполной готовности объекта к приемке его в эксплуатацию. К заключению прилагаются перечень дефектов, которые необходимо устранить, и их описание. Оплата работ по проверке готовности объекта к приемке его в эксплуатацию осуществляется застройщиком, то есть вами.
Стадия з. После получения заключения рабочей комиссии о готовности дома к приемке его в эксплуатацию в Главное управление архитектуры подаются заявление с просьбой разрешить ввод объекта в эксплуатацию и следующий комплект документов:
* правоустанавливающие документы на земельный участок;
* утвержденный план участка;
» разрешение на строительство;
* акт приемки дома;
* документация, подтверждающая, что дом построен с соблюдением требований технических регламентов;
* документация, подтверждающая, что параметры построенного дома соответствуют проектной документации, подписанная лицом, осуществляющим строительство;
* документация, подтверждающая соответствие построенного дома техническим условиям и подписанная представителями
организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей;
* схема, отображающая расположение дома и коммуникационных сетей на земельном участке;
4 планировочная организация участка.
В течение десяти дней со дня поступления заявления будет проведена проверка комплектности документов и правильности их оформления, а также осмотр дома. По результатам осмотра выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию либо отказ в выдаче такого разрешения с указанием его причин.
Стадия 4. На данном этапе приемочная комиссия осуществляет комплексную проверку здания к приемке его в эксплуатацию. Для получения акта комиссии о вводе объекта в эксплуатацию необходимо подать комплект документов, который предоставлялся в рабочую комиссию, вместе с заключением рабочей комиссии и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию. Согласно действующему законодательству Российской Федерации эксплуатация построенного объекта без положительного решения приемочной комиссии не допускается. Приемочная комиссия изучает представленные документы и, если все в порядке, составляет акт приемки построенного объекта в эксплуатацию. Данный акт в семидневный срок со дня его подписания членами комиссии подлежит утверждению главой местного управления архитектуры. Датой ввода дома в эксплуатацию считается дата утверждения акта о вводе объекта в эксплуатацию.
Далее следует получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию, которое выдает местное управление архитектуры, — и можно вселяться. Для этого вам необходимо предоставить копию схемы, отображающей расположение построенного дома и сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, а также планировочную организацию земельного участка.
Ввод дома в эксплуатацию — недешевое удовольствие. Расходы на получение всех справок, разрешений и оплату работы комиссий могут составить до 50 тысяч рублей. Вы также можете поручить выполнение этих работ сторонней организации, что будет стоить около 30 тысяч рублей.
Часть I. Строительство дома Стадия 5. Остался последний этап — регистрация прав на дом.
Для этого в учреждение юстиции, которое осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимо предоставить:
* разрешение на ввод дома в эксплуатацию;
» правоустанавливающие документы на земельный участок;
* акт приемочной комиссии;
* строительный паспорт;
* технический паспорт БТИ;
* документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Срок выдачи документа о государственной регистрации объекта недвижимости — до 1,5 месяца.
Грунты, подземные воды, глубина промерзания
Еще на стадии разработки проекта дома или его выбора из предлагаемых на рынке необходима техническая «привязка» проекта, которая включает в том числе выбор типа и материала фундамента. Часть параметров фундамента определяется характеристиками грунтов.
Если вы еще только планируете приобрести участок, то лучше провести анализ грунта до совершения покупки. Это поможет вам избежать впоследствии лишних финансовых затрат на строительство сложного и дорогостоящего фундамента.
Пробы грунта могут выявить до 20 параметров почвы, которые характеризуют ее прочность, пластичность, кислотность и др. С помощью проб вы также определите глубину залегания грунтовых вод, которые могут оказывать негативное воздействие на материалы фундамента. Для того чтобы исключить данное воздействие, могут потребоваться дополнительное укрепление и гидроизоляция фундамента либо целая дренажная система для отвода воды. В ходе анализа может выясниться, что грунт в этой местности имеет зоны с пониженной несущей способностью из-за тектонических нарушений.
Чтобы узнать, какой у вас на участке грунт и на какой глубине находится вода, необходимо в предполагаемом для строительства
месте выкопать скважину (шурф). Если выполнять это вручную, то сначала следует вырыть 6о-8о см лопатой, а дальше воспользоваться ручным буром, копая до глубины 2-8 м и отбирая образцы грунта с промежуточных глубин.
Шурф можно выкопать и с помощью машины с буровой установкой. Прежде чем нанимать машину, оцените, пройдет ли такая установка непосредственно до вашего участка. Если почва в вашей местности однородная, то бурить скважину можно и не на самом участке, а в том месте, куда сможет пройти техника.
Полученные образцы грунта и воды направляют в лабораторию, где определяются их физико-механические и химические свойства. Иногда состав грунтовых вод оказывается таким, что они попросту разрушают материалы, из которых строится фундамент. И в данном случае ничего не поделаешь: надо искать другой участок для строительства.
По образцам грунта определяют также его устойчивость к сдвигу, возможность просадки, пучения при промерзании, оценивают опасность сползания. Последний показатель особенно важен в ситуации, когда строить предстоит на склоне или на участке с неровным рельефом.
По результатам проб грунта составляются геологические разрезы участка, а также заключение, которое имеет юридическую силу. Многие крупные проектные и строительные организации вообще не возьмутся за проектирование фундамента без такого заключения. Понадобится оно и в случае привязки конструкций фундамента из готового проекта к особенностям конкретного участка.
Рассмотрим существующие типы грунта. Условно все грунты можно разделить на естественные и искусственные. К естественным относятся грунты, структура которых формировалась веками под действием природных процессов. Все насыпные грунты, а также грунты, к которым применялись технологии укрепления, считаются искусственными.
Принято различать следующие виды грунтов.
Скальные (скалистые) грунты являются хорошим основанием для строительства, поэтому на них можно возводить дом любых габаритов и этажности, не опасаясь просадок и усадок. Этот тип грунтов относится к самым надежным. Единственная сложность, с которой неизбежно столкнется владелец участка, — это разработка скального грунта.
Хрящеватые грунты содержат каменные и гравийные прожилки, не подвержены усадке и не размываются. Однако на таких грунтах заглублять фундамент необходимо не менее чем на полметра.
Песчаные грунты представляют собой сыпучую смесь зерен кварца и других минералов, образовавшуюся в результате выветривания горных пород. Размер частиц — 0,25-2 мм. Такие грунты не задерживают воду, хорошо уплотняются под весом дома, промерзают незначительно. Песчаные грунты в своем большинстве являются идеальной основой для строительства при условии, что они не подвергаются размывающему действию грунтовых вод. Если уровень грунтовых вод в песчаных грунтах выше глубины промерзания, то сооружать фундаменты следует с обязательным армированием стальными прутами. Особенность песчаных грунтов заключается в том, что, как правило, они содержат большое количество примесей, которые и определяют глубину залегания фундамента. В крупных песках с примесью гравия глубина фундамента может быть минимальной, но не менее 0,5 м; в мелких сухих и пылевых песчаных почвах, как и в твердых глинах, — около 0,7 м. В насыщенных водой песках, как и в мокрых пластичных глинах, глубина фундамента наибольшая — 1 м.
Супесь — это грунт, состоящий из песка и глины (до 10 96). Суглинки содержат от ю 96 до 30 96 глины. По своим свойствам
эти грунты занимают промежуточное положение между глиной и песком.
Глинистые грунты состоят из очень мелких частиц, размеры которых меньше 0,005 мм. Глинистые грунты способны сжиматься, размываться. Уплотняются глинистые грунты гораздо медленнее, чем песчаные, поэтому осадка зданий, фундаменты которых размещаются на глинистых грунтах, продолжается более длительное время. Если глинистые грунты имеют песчаные прослойки, то они легко разжижаются и обладают небольшой несущей способностью. Глина, поры которой заполнены влагой, сильно подвержена морозному пучению, что значительно усложняет возведение фундамента. В большинстве случаев на глинистых грунтах фундамент закладывают на всю глубину промерзания. Отметим, что сухая и слежавшаяся глина — это тоже хорошее основание для дома.
Плывун — это песчано-глинистый грунт, сильно насыщенный водой. Он не может служить основанием для фундамента, так как обладает большой подвижностью и низкой несущей способностью.
Грунты с органическими примесями (ил, торф, болотный грунт, растительный грунт — различные почвы с примесью перегноя (до 20 96) и т. п.) неоднородны по своему составу, рыхлые, обладают неравномерной сжимаемостью и непригодны для строительства. Однако такие грунты практически всегда есть возможность исправить, например, устроив «подушку» под фундамент толщиной 15-20 см из мокрого утрамбованного крупного песка.
В некоторых случаях непригодный для строительства грунт, подверженный просадке от собственного веса более чем на 5 см, можно укрепить и тем самым обеспечить возможность дальнейшего строительства на нем. Для этого:
* грунт уплотняют тяжелыми трамбовками;
* устраивают песчаные «подушки»;
* предварительно замачивают грунты водой в пределах всей просадочной площади;
* увеличивают величину заглубления фундамента до отметки ниже просадочных грунтов;
* устанавливают по периметру фундамента буронабивные сваи;
* используют водозащитные меры для предотвращения возможных просадок.
В зависимости от состояния грунта может быть применен один из способов его укрепления, предназначенный для увеличения несущей способности. Чаще всего такая необходимость возникает при возведении зданий двух и более этажей.
Химический состав грунтовых вод также следует принимать во внимание. Воды с содержанием сульфатов разрушительно сказываются на бетоне. Определить присутствие сульфатов можно по белому (гипсовому) налету на поверхности бетона, отслоению бетонных блоков и плит. Для фундамента в такой почве применяют сульфатостойкий портландцемент (в его обозначении есть буквы «СС»). О выборе и многообразии материалов для фундамента речь пойдет в следующих главах.
Фундаменты
По конструкции фундаменты разделяют:
* на ленточные (сооружаются под рядами колонн в одном или двух направлениях, а также под несущими стенами);
» столбчатые (возводятся под каждой колонной, в углах здания и в местах пересечения стен, а также на участках со значительной нагрузкой);
* сплошные (строятся под всем сооружением);
* свайные (представляют собой группу свай, объединенную поверху распределительной железобетонной плитой-ростверком).
В зависимости от технологии строительства фундаменты можно разделить на монолитные и сборные.
Столбчатый и сплошной фундамент [или фундаментная плита]
Столбчатые фундаменты — самые простые в изготовлении. Они применяются для строительства домов с легкими деревянными, рублеными и каркасы о-щитовыми стенами.
Столбчатые фундаменты могут использоваться на грунтах, мало подверженных морозному пучению. Экономическая целесообразность таких фундаментов очевидна: они просты по конструкции, имеют небольшую стоимость и сведут к минимуму стоимость одного квадратного метра жилья. Кроме того, применение столбчатых фундаментов вдвое снижает продолжительность работ.
Положительным моментом является и то, что грунты основания под отдельно стоящими опорами работают лучше, чем под сплошными фундаментами. Вследствие этого уменьшается давление на грунт, отчего вероятность просадок снижается.
Однако следует иметь в виду достаточно часто встречающуюся ошибку, когда столбчатый фундамент недостаточно связан с каркасом здания. В результате замораживания и размораживания грунта при сезонных колебаниях температур может произойти
потеря устойчивости фундаментных столбов. При этом фундаментные столбы наклоняются, сдвигаются, а иногда и падают.
Столбы фундаментов устанавливают по всему периметру здания с интервалом 1,5-3 м>в зависимости от несущей способности основания. При этом обязательна установка столбов в углах здания и местах пересечения несущих стен.
Обычно в грунте бурятся скважины, формируется опалубка, куда помещается арматура и заливается бетон. Важно, чтобы глубина заложения скважины располагалась ниже уровня промерзания почвы, Перед заливкой на дне устраивается песчаная « подушка » для устойчивости фундамента и снижения давления на грунт (рис 4.4).
Достоинства столбчатого фундамента — экономичность и невысокая трудоемкость. Его особенно удобно применять в климатических зонах с глубоким промерзанием почв. Однако у этого вида фундаментов есть много серьезных недостатков, главные из которых — низкая устойчивость в горизонтально подвижных грунтах и сложность возведения цоколя.
ВНИМАНИЕ
Столбчатые фундаменты не применяются на слабонесущих и плавающих почвах, особенно при большой массе стен.
Для неустойчивых плавающих грунтов, а также при высоком залегании грунтовых вод рекомендуется устраивать сплошной фундамент. Он сооружается под всю площадь здания в виде монолитной плиты. Преимущества сплошного фундамента — способность выравнивать вертикальные и горизонтальные перемещения грунтов, предотвращать попадание в подвальные помещения грунтовой воды даже под большим гтщростатическим давлением, простота сооружения. Н